Алексей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ ( 1912—1941)
Родился в Суздале, жил и учился в Костроме и Иванове, откуда и ушел служить на Флот, о чем мечтал с детства. В 1940 году окончил Ленинградское ВВМУ им. М.В. Фрунзе и был назначен командиром рулевой группы подводной лодки Л-2. В первом же боевом походе 14 ноября 1941 года лейтенант Алексей ЛЕБЕДЕВ, уже известный поэт-маринист, автор сборников «Кронштадт» (1939) и «Лирика моря» (1940), погиб на Балтике. Посмертно изданы его поэтические книги — «Огненный вымпел» (1942), «Морская сила» (1945), «Родному Флоту» (1950), «Избранные стихи» (1956), «Путь на моря» (1956), «Огненный вымпел» (1972), «Морская купель» (1974), «Стихотворения» (1975), «Стихи» (1977), «Всегда на вахте» (1986) и др. Память о поэте-моряке увековечена в названии улиц и произведениях монументального искусства в Кронштадте, Иванове, Суздале. Ему посвящены стихи, очерки, исследования известных прозаиков и поэтов.
Как тот моряк, которого вела
Всю жизнь мечта в седые океаны,
Стремила на победные дела
И говорила: «Есть за морем страны»,
И выла буря, яростна и зла,
И застилали путь ему туманы,
Но шел моряк, шумели вымпела,
И мир вставал прекрасный,
И так же ты иди по жизни смело
И закали в боях свой ум и тело,
Не покоряясь мелких чувств ярму.
Пройди, не изменяясь, до могилы
И сердце всё, и волю всю, и силы –
Всё подчини стремленью одному.
Прощался с девушкой моряк,
Для тех, кто был влюблен,
Пошел моряк в далекий рейс,
Впивались в разный грунт.
Корабль увидел зюйд и норд.
А парень честен был и тверд –
И раз на вахту вышел он, –
Багровая, как страшный сон,
С самим собой вступая в спор,
Вернулся вновь на берег он,
Поскольку парень был влюблен,
Эх, та звезда, его звезда,
Лежит матрос на дне песчаном,
А здесь ни грома и ни гула.
Скользнув над илистым песком,
Щеки матросской плавником...
И прямо вверх устремлены.
Как будто в мертвенном покое,
Он помнит о коротком бое,
Жалея, что расстался с ним.
«И розы ветров расцветают на картах...»
Есть вечные темы, к которым тяготеет Поэзия: любовь и смерть в их числе. Моряку и поэту Алексею Лебедеву, погибшему в возрасте двадцати девяти лет на подводной лодке Л-2 в ноябре сорок первого, они были равно близки. К названным выше излюбленным поэтическим мотивам Алексей Лебедев, один из самых ярких советских, русских поэтов-маринистов двадцатого века, прибавил воспетую в своих произведениях стихию моря, столь же могучую, как и стихия любви. Муза дальних странствий изначально осеняла его творчество. Алексей Лебедев относился к тем редким людям, которые, очень рано осознав свое предназначение (страстное желание стать моряком родилось в детстве), добиваются поставленной цели, пусть даже ценой жизни. Любовь и море... Вот, что составляет суть поэзии Алексея Лебедева. При этом – справедливости ради – надо поставить любовь к морю на первое место. Преданность Отчизне, чувство нежной привязанности к матери или влечение к возлюбленной у него напрямую связаны с морем. В его творческом наследии почти нет стихотворений, любовных в том числе, в которых не присутствовало бы море как великая стихия жизни. Даже смерть – всего лишь погружение в эту родственную, одухотворенную стихию: «Где волны ждут меня, как брата, / В минуту гибели моей...» Но есть и берег, к которому моряк вечно стремится, по которому неизменно тоскует. И где вновь и вновь остро ощущает «Чуть слышимый запах / Зовущего ветра / И новой весны» и видит, как «Розы ветров расцветают на картах / Под брызгами пенных валов»... В сборник «Любовь и море» включены любовные стихи и сонеты. Увлечение формой сонета началось у поэта в 1939-м, продолжилось в 1940-м и 1941-м. По насыщенности событиями, любовными отношениями, по интенсивности духовного роста и поэтического мастерства этот период был едва ли не самым плодотворным в короткой жизни поэта-моряка. Это время увлеченности Алексея Лебедева сонетами Жозе Мария де Эредиа, книга которого – «Трофеи» привела его в восторг: «Вещи более лаконичной, выразительной и прекрасной, чем этот сборник, мне давно не приходилось видеть» (письмо к матери). Каноническая форма итальянского сонета, извечно предназначенная для любовного и философского содержания, была освоена Алексеем Лебедевым по-своему. В старые мехи он «влил» молодое вино. В его сонетах – любовь не только к женщине, но и – в первую очередь! – к океанским плаваниям, к «военному морю». Здесь – история Флота, восхищение доблестью русского воина; служба на кораблях; архитектурный и исторический облик морского города – Ленинграда-Петербурга... И всё – стройно и органично. Овладение формой сонета приобретает для Алексея Лебедева особый смысл. Это напоминает его привязанность к военно0морской форме, которую, по словам знавших его, он носил с гордостью и даже щегольством. Она сидела на нем так ладно и красиво, что было очевидно – поэт рожден для военно-морской службы. Сонеты Алексея Лебедева – это его путь к совершенству. Строгая старинная форма, удерживающая в своем русле поток мощного поэтического и человеческого темперамента поэта-мариниста, не всегда давалась ему, тем с большим молодым упорством он стремился подчинить ее себе, добиваясь порой блестящих результатов. «Керчь», «Весенний сонет», «Медаль солдата», «Карта», «Янтарь», «Маяк», «За полночь время, светлые Стожары», «Эскиз», «Когда владеет морем мертвый штиль», «Залп», «Зюйд-вест» вошли в антологию «Русский сонет» (М.: «Советская Россия», 1987) как образцы жанра. Истинная поэзия всегда молода. Она насыщена энергией жизнеутверждения. И всегда важна. Сегодня более, чем когда-либо. Лариса ЩАСНАЯ
УДК 8821 ББК 84(2Рос=Рус)65 Л 33
Лебедев А.А. Любовь и море. Стихотворения. – Иваново: ОАО «Издательство Иваново», 2007. – 88 с.
© Л.И. Щасная, состав., 2007
|