Прощальная мелодия: Стихи. – Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2012. – 156 с.
ISBN 978-5-85229-411-1 © ОАО «Издательство «Иваново», 2012
Илья Корнев: «Да не иссякнет памяти река...» (18.07.1960 – 26.04.2008)
...Я родился в середине лета. Над землею плыл июльский зной. В час безоблачного рассвета Нарекли меня просто – Ильей.
Скупые строки трудовой биографии Ильи Александровича Корнева говорят о том, что он не ошибся в выборе профессии. Отслужив в армии, Илья окончил Семилукское техническое училище и был направлен в Лонг-Юганское линейно-производственное управление магистральных газопроводов «Тюменьтрансгаза», где и начал теперь уже службу газовика, пройдя «крещение» Севером. Вернувшись на свою малую родину – в город Грязовец Вологодской области, он более двенадцати лет проработал слесарем КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики) службы АСУ и ТМ. Работал не просто грамотно и ответственно – Илья гордился своей профессией. Свидетельство признания его заслуг перед отраслью – почетная грамота ООО «Севергазпром», врученная ему в 2007 году. А год спустя тяжелая болезнь не оставила Илье права на выбор... Предчувствовал ли он свой скорый уход из жизни? Тот, кто прочтет этот сборник до конца, наверняка ответит: да. Составленный из нескольких вышедших при жизни поэта маленьких поэтических книжечек, он получился неожиданно цельным и исповедальным. В «Прощальной мелодии» исповедальность, обнаженность души во всей полноте и трогательности вдруг выявилась как главное качество лирики Ильи Корнева.
Зацепилось солнышко за вершину ели. Все мы в этой жизни что-то не успели. Что-то нам, как солнышку, не дает подняться: Не успели встретиться, а пора прощаться.
Чем дальше, тем чаще встречаются в его стихах мысли о смерти, но не в трагическом контексте, а как предчувствие неизбежности расставания с тем, что было так дорого в жизни, как стремление подвести перед уходом какие-то итоги. Илья был максималистом, он не умел жить вполсилы, в полдыхания, в полчувства, будь то работа, отношение к Родине, любовь... Он не щадил себя, всё пропуская через обостренно чувствующее сердце поэта. По напряженности, суровости и ответственности дела, которому он преданно служил, по силе его сопереживания людям и озабоченности тем, что происходит в стране, можно сказать, что год жизни засчитывался Илье там, наверху, наверное, за два, а то и за три. Читая его стихи, посвященные профессии газовика, нельзя не отметить, что эта работа давала ему не столь уж частое в наше время ощущение счастья, полноты жизни и творческого подъема, чувство профессиональной семьи и гордости. В них Илья – настоящий романтик («Вуктыльские зори»):
Мы на самом острие атаки, Нас ветра и вьюги не пугают, Швы сварные, красные, как маки, – К стыку стык – трубу соединяют.
Илья явно не был случайным человеком в этой нелегкой, не каждому по плечу, профессии. Здесь, что называется, всё совпало: его характер, жизненная позиция; работа, требующая мужской выдержки и ответственности; дружный коллектив с очень правильным настроем – отношением к своему труду как к призванию служить людям, нести им тепло и жизнь. Поэтому есть у Ильи стихи, звучащие как гимн профессии газовика:
Не в погоне за длинным рублем, Не для славы уют покидаем – Просто мы для людей живем И тепло наших душ им дарим.
И, наверное, тоже далеко не случайно именно отсюда – из этих строк, пронизанных романтикой и чувством единой страны, где газовые «артерии» – «творенье рук и техники народа», берет начало тема другой Родины – страны, переживающей тяжелейшую ломку устоев государства и народной жизни. В разделе «Родину, как мать, не выбирают» Илья уже не романтик, а жесткий реалист, обнажающий самые болевые точки современной России. В этих стихах много горечи и даже скорби: «...Покрывает душу короста, / Но живет под нею печаль». Щемит сердце от его строк о забытых деревнях («О маленькой нищей деревне / Никто не проронит слезу»), об одиноких стариках, проклинающих свое долголетие, о семейном неблагополучии и равнодушии (как защита, как способ выживания?), о беспризорных детях (столько их в России не было даже в годы Гражданской войны), о бесприютной дворняге... А еще – Чечня, Афган, Беслан... В общем, «российское горе-раздолье, где счастливых людей не найти». Описывая симптоматику и географию народных бедствий, в качестве главного конфликта современности Илья обозначает нищету трудового народа и эгоизм и бесстыдную роскошь «урвавших Родины кусок».
Те, кто всё на Земле созидают, Результатов не видят труда. «Господа» же карман набивают... Неужели так будет всегда?
Прямо и честно, с позиции человека труда, отвечает Илья и на вопрос о живучести коррупции в России («Разворовали всю державу / И ищут, кто в том виноват») и вступает в полемику с теми, кто творит зло, крича о своей любви к Родине и упрекая в отсутствии патриотизма всех, не принимающих сегодняшнюю действительность («Не хвали, кулик, свое болото – / Все в болоте по уши давно»). Патриотизм Ильи – не в пафосных ура-патриотических фразах, а в боли за одиноких стариков, за нищие деревни, за ограбленного человека труда; в желании лучшей доли тем, у кого «нет в кармане ни гроша, да зато чиста душа»; в надежде, что еще остались в народе силы, которые не дадут ему пропасть и снова выведут из мрака на свет. В стихотворении «Лампадка» есть замечательные строки: «У иконы горит лампадка – / Веры русской живой мотылек». Наверное, поэтому даже самые горькие стихи, пронизанные болью за страну и народ, не рождают у читателя ощущения безысходности. Нет этого ощущения и в стихах о природе, где Илья проявляет себя как тонкий лирик, владеющий и метафорой, и сравнением, и другими поэтическими изобразительными средствами. Он олицетворяет русскую природу:
Под журчанье ручьев не спится, И нельзя в весну не влюбиться, И нельзя быть всё время с нею.
Весна у него сшила себе «платье из тумана» и, «счастливая, гуляет в нем»; вербы «белые серьги надели»; клен «заламывает руки об ушедших вдаль». В пейзажной лирике Ильи Корнева сплетены самые разные мотивы: и наслаждение красотой русской природы, и счастье жить в этом мире, и опять же предощущение неизбежного расставания с ним. Но даже в самых последних стихах, написанных практически у роковой черты, Илья жалеет не о «бедненьком себе», а о том, что не всё успел в этой жизни. И главный вопрос, который волнует его в связи с уходом, звучит в стихотворении «Спроси у совести»:
Жизнь – шальная, звонкая, как песня, Жизнь – крылатая, высокая мечта! Уходя, спроси: «А что оставлю здесь я? Не напрасно ль прожиты года?»
Ответ на него – эта книга. «Да не иссякнет памяти река...»
Т.Н. Бавыкина, главный редактор издательства «Иваново», член Союза журналистов Литвы
|