Введение
Если классическое образование, наука и искусство с 1917 года и претерпевали серьёзные изменения в связи с курсом правящего режима, то жизнь духовная и религиозное воспитание отсутствовали в этот 70-летний период полностью. Поэтому автор акцентирует внимание на роли православной миссионерской деятельности в современном обществе, без грамотного, компетентного ведения которой невозможен будет и возврат к его здоровой духовно-нравственной жизни.
С конца 80-х годов ХХ века в России официально, властью гражданской, разрешено поклоняться Богу, веровать, иметь религиозную точку зрения. Принят даже закон о свободе вероисповедания. В долгую 70-летнюю эпоху построения развитого социализма, о религии в «уделе Божией Матери», «третьем Риме» было известно только то, что это пережиток прошлого. Четыре поколения, выросшие «без Бога», – это почти забвение. Несмотря на врожденную, присущую русскому народу «интуицию Божественного» и простоту (в лучшем понимании этого слова) душевную, так приятную Богу, выяснилось, что что-то надломлено, что-то утеряно. Величайшие потрясения двух мировых войн, братоубийственной Гражданской и геноцида против собственного народа некоторых «вождей мирового пролетариата» нанесли непоправимый урон генофонду и душевному здоровью страны, нации. Но Россия не сдается, что всегда являлось ее характерной особенностью. Много умных, интеллигентных, простых и честных, патриотически настроенных людей не дают ей этого сделать. И необязательно это люди верующие.
Тысячи соотечественников, которым не безразлично, что будет завтра, нуждаются в поддержке и духовном просвещении. В связи с тем, что при современном уровне цивилизации основную ценность приобретают интеллект и профессионализм, заслоняя простоту сердца, человек, к сожалению, не удовлетворяется простым подходом к вопросам веры, а стремится осознать ее как можно глубже и всеобъемлюще.
С начала возрождения Православия в России выходит много интересной, разнообразной духовно-нравственной литературы. И если в нравственном аспекте эта литература довольно понятна и доступна, то в аспекте богословском, литургическом – сложна для восприятия основными массами населения. Она либо очень поверхностна, либо чересчур специфична, терминизирована. Хотелось бы видеть больше доступной, понятной литературы, в привлекательной форме рассказывающей об основах Православной веры. Это и послужило для автора основным побудительным мотивом к написанию этой книги.
Её задача – изложить основные вероучительные истины Православия (догматы), проследить исторические и социально важные моменты, сопутствующие Евангельским событиям и последующей жизни Церкви, а также рассказать об уставе богослужения Великого поста и Пасхи, о некоторых обрядах и обычаях празднования этого самого великого события в истории человечества.
В Иванове семь лет назад открылся Православный Богословский институт (ИПБИ), целью которого является катехизаторская и миссионерская деятельность. Автор окончил это учебное заведение и именно так осмысливает основное его предназначение.
В работе раскрывается богословское понимание искупительной миссии Христа, назначения человека, ада и рая, греха, грехопадения и пути духовно-нравственного совершенствования и прочих богословских положений, которые встречаются в богослужебных текстах всего времени празднования и приготовления Пасхи.
Также проводится анализ произведений богословов XVII–XX веков на предмет Пасхальной литургики и на его основе дается объяснение всем важнейшим моментам богослужения «Пасхи» и приготовительных дней.
Литературные источники – это работы по литургике, догматическому, мистическому богословию, богослужебные книги, жития святых. В книге суммируются выдержки из догматического и литургического богословия Владимира Лосского (догматика наполняет собой пасхальную литургику), митрополита Иерофея (Влахоса), епископа Вениамина (Милова) (у обоих – чистое литургическое богословие), профессора Василия Зеньковского, архимандрита Киприана (Керна), епископа Феофана Затворника, архиепископа Феофилакта Болгарского и других известнейших богословов XVIII–XX вв.
Глава «Приготовительные Недели Великого поста» содержит сведения о цели, времени появления, первоначальном виде, общей продолжительности Великого поста и приготовительных Недель и отдельно рассказывает о каждой из них.
Песнопения Недели о мытаре и фарисее показывают, при каком непременном условии возможно, действенно покаяние. Это условие – отвержение гордыни, которая, как говорит преп. Амвросий Оптинский, «хуже прелюбодейства и убийства».
Песнопения Недели о блудном сыне раскрывают силу таинства и покаяния, показывают, каким великим благом оно является для человека.
Неделя мясопустная, или о Страшном суде, дает правильное понимание милосердия и правосудия Божественного. Ее песнопения приводят к осознанию своей греховности и тут же перечисляют средства для ее уврачевания: дела любви и милосердия.
И, наконец, Сырная седмица – неделя предочистительная, песнопения ее о святых дают пример подвига покаяния.
В главе «Богослужение Святой Четыредесятницы и его особенности» описываются уставные и обрядовые изменения, происходящие с наступлением Великого поста, рассказывается о смысле и предпочтении в этот период ветхозаветных чтений, которые помогают представить ещё раз обетования о Мессии. Также в главе есть лирическое отступление о впечатлении в Великопостное богослужение.
В главе «Недели Великого поста» подробно описывается смысл и содержание шести недель Великого поста. Приводятся сведения о покаянном каноне и его авторе – Андрее Критском (650–720). Дается богословский экзегетический разбор этого произведения, которое представляет собой диалог кающегося с собственной душой.
Первая неделя Четыредесятницы – «Торжество Православия». Это празднование окончательной победы над иконоборчеством (842–843) при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В тексте приводятся все обстоятельства этого векового (около 100 лет) противостояния, цитируются знаменитые защитники иконопочитания: преп. Иоанн Дамаскин и преп. Феодор Студит.
Вторая неделя поста – Неделя светотворных постов и является памятью святителя Григория Паламы.
В нижепредставленной работе освещается актуальное некогда соотношение между богословием и античной философией, которая выявила правоту защитника исихазма Григория Паламы: Богопознание возможно еще здесь, в нашем дольнем мире, доказательством чему служит фаворский свет, осязаемый, а не призрачный (разночтение в этом вопросе определило дальнейшее развитие православного восточного и католического западного мира, такое отличное друг от друга).
Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная, прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В настоящей работе Крест Христов рассматривается через причастность к нему креста каждого человека.
Замечательное толкование личного креста преп. Феофана Затворника легло в основу этого раздела, где говорится, что всего видов креста – три: внешний (скорбь и беды земного пребывания), внутренний (борьба со страстями ради добродетелей) и духовно благодатный (совершенная преданность в волю Божию). Далее следует подробное описание каждого вида креста.
Четвертая неделя – память преподобного Иоанна Лествичника. Его сочинение «Лествица» – плод аскетических подвигов и размышлений подвижника. Первая ступень лествицы (лестницы) восхождения к добродетели и бесстрастию – покаяние и твердое намерение служить Богу. Даже на нее взошли немногие. Чем выше от земли, тем меньше сила тяжести, а за какой-то чертой она совсем исчезает. Так и в степенях совершенства духовного: после 26-й ступени страсти замирают почти совсем и добродействие становится естественным, как дыхание.
Пятая неделя – память святой Марии Египетской. Здесь приводится описание жития преподобной и, опять же по сочинению прп. Феофана Затворника, описываются четыре греховных покрова, лежащих на сердце человека. Наружный – порядок внешней жизни; верхний – преобладание плоти; дальше – рассеянность и многозаботливость; и последний, самый сложный и твердый, – самообольщение, нечувствие и беспечность. Приводятся и средства к их устранению.
Шестая неделя – Неделя ваий (ветвей), посвящена воспоминанию Входа Господа в Иерусалим. В основе объяснения богослужебных текстов этой недели – сочинение митрополита Иерофея (Влахоса): «Господские Праздники». Подробно разбираются два ярких и значимых для нас Евангельских события: Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.
Заключает Великий пост Страстная седмица. В работе говорится о каждом дне этой недели.
В Великий понедельник вспоминается Иосиф Прекрасный и бесплодная смоковница; во вторник – беседа Господа в Иерусалимском храме; в среду – жена-грешница, помазавшая Христа миром; в четверг – Тайная вечеря и установление таинства Евхаристии; в Великую пятницу – страсти Христовы.
Великая же суббота – есть предпраздненство Пасхи и поэтому выделяется в отдельную главу. Здесь помещается толкование 15-ти паремий (чтений Ветхого Завета). Далее идет толкование Деяний Апостолов (Рим. 6, 3-11) и Евангелия (Мф. 28, 1-20), толкование Седьмого дня творения (субботы), заповеди покоя для воссоздания и обновления человека, которое и произошло посредством добровольной жертвы Спасителя (сошествие во ад, упразднение греха и смерти – вот чем отмечена Великая суббота).
В главе «Особенности оформления, язык написания и автор богослужения на Праздник Пасхи» приводятся художественные описания Праздника (Григорий Богослов, Григорий Нисский) и отмечается чудесность песнопений, поэтический талант автора богослужения – преподобного Иоанна Дамаскина.
В главе «Праздник Пасхи» описывается постепенное изменение устава, касательно времени отправления Праздника на протяжении всей истории его существования. Далее перечисляются основные особенности и отличия Праздника и его богослужения (всего – 11). Здесь и приготовление кулича, и всеобщее целование, и объяснение уставных изменений в ходе Пасхальной службы, а также обычаи празднования.
В разделе «Этимология слова "Пасха”» рассказывается о происхождении этого слова, которое означает «переведение» или «избавление» на древнееврейском и «страдаю» от созвучного греческого – Пасхо (πασχω).
Наконец, основная часть книги: «Толкование Пасхального канона (избранное). Стихиры Пасхи» – это непосредственно объяснение Пасхальных песнопений. Приводятся толкования «Крестной смерти Спасителя; пития нового» (3-й ирмос Пасх. канона) – благодати Святого Духа; смерти Христа и одновременно невозможности Его умирания; миссии человека, заключающейся в преодолении существующих разделений (по Максиму Исповеднику); искупительной миссии Господа (Христос выполняет миссию Адама, но не заступает места человека) в аспекте жертвенном и юридическом. Дается богословское понимание ада (в православной традиции); причин схождения Христа во ад; страданий и уничижения Спасителя; места Голгофа; первого и восьмого дня в онтологии бытия.
Пасхальное Евангелие (Иоан.1, 1-17), как и остальные части работы, приводится в толковании учителей церкви.
Этот отрывок благовестия не рассказывает о Воскресении, а повествует об исконных божественных свойствах Логоса.
В главе «Пасхальная седмица» рассказывается о празднованиях в Пасхальную неделю – Иконы Божией Матери «Живоносный источник» и «Иверская», а также перечисляются особенности богослужения (Крестный ход каждый день вокруг храма, раздача артоса, открытые Царские врата и проч.).
В заключительной части содержатся пояснения содержания книги, подтверждается основная её задача и мотивы (необходимость доступного изложения основ Православной веры, богословских истин, мнений, догматов), доказывается необходимость духовной грамотности, умения правильно излагать основы той веры, светом которой ты просвещен.
Главный двунадесятый Праздник и его богослужение рассматриваются с исторической, уставной и богословской точек зрения, которые соответствуют трем подходам в самой науке – литургике.
Исторический подход, «освещающей в литургике постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений и проч»., в этой работе освещает изменение и развитие формы и содержания богослужения Подготовительных недель, Четыредесятницы и Страстной недели, сохранение или упразднение некоторых обычаев празднования Пасхи.
Уставной подход, «изучающий систему Православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава», дает в общих чертах понять, из каких служб состоит праздник по Цветной и Постной триоди, Минеи и Типикону.
И, наконец, богословский подход, «изучающий науку богослужения как богословскую дисциплину», через цитируемые песнопения, чтения из Ветхого и Нового Заветов, поучения святых отцов знакомит читателя с Православным литургическим богословием.
© В.А. Мякотин, 2007