КАБИНЕТ
указатель
Белоусов М.Р.
Зазыкин В.Г.
Когаловский С.Р.
Лифшиц А.С.
Смирнов П.Р., Тростин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
МОНОГРАФИИ
Статистика

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
РЕКЛАМА
Четверг, 02.05.2024, 16:37
Главная » Издания » Научные » Белоусов М.Р.

БЕЛОУСОВ Михаил Романович
04.11.2012, 21:53



Введение

Искусству палехской лаковой миниатюры, его уникальности и художественно-стилистическим традициям, его истокам и сущностному содержанию было посвящено немало искусствоведческих трудов. Выпущены художественные альбомы высокого качества. К наиболее заметным исследованиям можно отнести труды А.В.Бакушинского, В.М.Василенко, В.А.Гуляева, Г.В.Жидкова, Н.М.Зиновьева, В.Т.Котова, О.А.Колесовой, М.А. Некрасовой, Л.Л.Пироговой. С политэкономической точки зрения проведено исследование Палеха как иконописного и лакового промысла П.С.Дубровским.
Как правило, обращаясь к теме традиционного искусства, большинство исследователей акцентирует внимание на его прикладном характере, на конечных результатах творчества того или иного художника. Преобладает или пафосное описание достижений в искусстве Палеха, или его рассмотрение в контексте народного искусства, народных художественных промыслов. При этом незаслуженно игнорируется или умаляется роль профессионального образования в сохранении профессионально-специфических традиций, родовых для палехского искусства ценностей. Несмотря на то, что именно от правильной организации профессионального образования будущих художников зависит в конечном счете жизнеспособность и судьба самого искусства Палеха – одного из самых заметных и известных явлений традиционной художественной культуры России.
Первым, кто уделил особое внимание проблемным во­просам организации и становления профессионального образования палехских художников, описал старинные методы обучения палехских иконописцев, наметил основную систему обучения палехскому искусству как искусству лаковой миниатюры, был Анатолий Васильевич Бакушинский. Многие его выводы, сформулированные в монографии «Искусство Палеха», вышедшей в 1934 году, и сегодня порой современны и даже актуальны. Ещё тогда он писал: «Вопрос о настоящем и будущем Палеха решается не столько эволюцией старшего поколения мастеров, сколько правильной постановкой подготовки смены» [14, с. 212].
Спустя несколько десятилетий один из основоположников искусства Палеха Николай Михайлович Зиновьев, педагог Палехского художественного училища с более чем сорокалетним стажем, написал теоретические труды – книги-альбомы «Искусство Палеха» (1969, 1975 гг.) и «Стилистические традиции искусства Палеха» (1981 г.). По существу – это незаменимые учебные пособия, описывающие процесс обучения мастерству палехской миниатюры, раскрывающие секреты его освоения и технологические особенности. Они представляют особую ценность для организации практического обучения мастерству палех­ской миниатюрной живописи.
С тех пор историкопедагогические и теоретико-методологические аспекты профессионального образования в области традиционного искусства Палеха не исследовались. 
Функционирующее с 1935 года в форме государственного художественного училища образование в области палехского искусства рассматривалось вплоть до 90-х годов XX столетия прежде всего как составная и неотъемлемая часть социалистической плановой экономики, как «кузница кадров» производственной системы народных художественных промыслов, поддерживаемых и регулируемых государством. Рационалистическая модель обучения была ориентирована преимущественно на выполнение узкопрактической задачи – научение технике миниатюрного письма. Поэтому и не обосновывались возможности дальнейшего развития профессионального художественного образования в Палехе, не выявлялся его содержательный и педагогический потенциал. В содержании и процессе обучения не находил применения исторический опыт творчества палехских художников в самых разных видах традиционной декоративной живописи, в которой они проявили своё мастерство помимо лаковой миниатюры. Длительное время в должной мере не использовалось богатейшее наследие искусства древнерусской живописи, которое включает духовные и художественно-эстетические ценности, родовые для палехского искусства.
Проблемы подготовки будущих профессиональных художников в Палехе особенно актуализировались в послед­ние годы, когда существование палехского художественного промысла в форме организованного производства стало серьёзно затруднено в связи с изменениями политического и социально-экономического характера в стране, и, как следствие, обострились противоречия между сложившейся однообразной системой подготовки мастеров узкой специализации, не способной адекватно реагировать на запросы времени, и складывающейся реальностью. 
В условиях кризиса национального самосознания и разгула массовой культуры в обществе, на фоне девальвации традиционных национальных ценностей становится всё труднее довольствоваться ролью пассивного пользователя готовой, испытанной, но отстающей от современных потребностей образовательной моделью. Однообразное, невариативное образование, педагогические основы и цели которого были определены ещё в советское время, не только осложняет трудоустройство выпускников, но становится всё менее привлекательным для абитуриентов. Сегодня требуются немалые усилия, чтобы повысить престиж профессии, непосредственно связанной с традиционной культурой. Для этого необходимо создавать новые организационно-педагогические условия приобщения молодёжи к ценностям многовекового художественного опыта, совершенствуя процесс обучения и воспитания специалистов, творчески мыслящих, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности в изменившемся обществе, в новых социально-экономических условиях.
В монографии предпринята попытка анализа и теоретического обобщения исторического опыта профессиональной подготовки художников в Палехе, обозначена его периодизация. Рассмотрены возможные направления развития образования в области палехского искусства с опорой на современные научно-методические принципы профессионального образования (связи теории с практикой, интегративности и другие), с непременным следованием принципу преемственности традиций, направленному на сохранение характерного «палехского» стиля. Обоснованы направления диверсификации организационно-педагогической структуры образования и необходимость углубления содержания специальной профессиональной подготовки современных художников. В результате научного обоснования и внедрения в практику новой педагогической модели вариативной, личностно-деятельностной професиональной подготовки художников палехского искусства, которое включает обучение не только лаковой миниатюрной живописи, но и иконописи, фресковой и декоративной живописи, пересмотрены позиции, долгое время казавшиеся незыблемыми.
Автор полагает, что данная работа хотя и не исчерпывает всю полноту предмета исследования, но будет способствовать объективному подходу к осмыслению проблем развития профессионального художественного образования в Палехе, поможет преодолеть известный консерватизм традиционной системы образования и преобразовать педагогическую реальность в динамично развивающуюся систему. 


УДК 745/749
ББК 74.5/85.125
      Б 435

Печатается по решению Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург

РЕЦЕНЗЕНТЫ:  
В.Ф. Максимович – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; 
Н.Н. Фомина – член-корреспондент РАО,  доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией истории художественного образования Института художественного образования РАО;
П.С. Дубровский – кандидат технических наук, доцент Шуйского государственного педагогического университета

Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития / М.Р. Белоусов. – Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2008. – 160 с.
 
ISBN 978-5-85229-310-7                              

В монографии рассматриваются формы и содержание образования палехских художников в исторической ретроспективе, его проблемы в условиях рыночной экономики, выделяются характерные особенности художественной подготовки, возможности и перспективные направления развития.
Данное издание адресовано преподавателям, студентам, аспирантам художественных, художественно-педагогических и других гуманитарных специальностей и всем, кто интересуется историей и во­просами традиционной русской художественной культуры, профессионального художественного образования и художественной педагогики.

© М.Р. Белоусов, 2008
Категория: Белоусов М.Р. | Добавил: Nata
Просмотров: 1162 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Издательство "ИВАНОВО" © 2024